|
Берегите воду!
| |
Тема урока «Берегите воду!»
Цели урока. Закрепить знания детей о свойствах воды, круговороте воды в природе.
Выявить причины загрязнения водоёмов.
Познакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения.
Учить бережно относиться к воде и экономно её расходовать.
Оборудование урока. Мультимедийная установка. Презентация с фотографиями «Водоёмы г.Кохмы», кроссвордом , таблицами: «Круговорот воды в природе», «Загрязнение водоёмов». Глобус. Ка точки с заданиями.
Ход урока. 1.Организационный момент.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Первая капелька(ученик):
В луже, в море, океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Вторая капелька (ученик):
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся,
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
Третья капелька(ученик):
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Учитель: Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Капельки вместе:
Без меня вам не умыться,
Ни наесться, ни напиться!
Учитель: Смею я вам доложить:
Без воды нам не прожить!
- Ребята, вы догадались, о чём мы будем говорить на уроке? (О воде.)
- Мы продолжим разговор о воде, но сначала вспомним, что мы уже знаем о ней.
2.Проверка домашнего задания. а) Три ученика получают карточки с заданиями.
№1.Свойства воды.
(Предполагаемый ответ: 1.Без цвета. 2.Без запаха. 3.Прозрачная. 4.Текучая.
5.Является растворителем. 6.При нагревании расширяется. 7.При охлаждении сжимается.(до+4)
№2.Заполни таблицу.
1 столбик: три состояния воды.
2 столбик: причины различных состояний воды.
№3. Лёд легче воды. Какое значение имеет это свойство льда в природе?
(Предполагаемый ответ: «Лёд находится на поверхности воды, не тонет и защищает водоёмы зимой от промерзания. Подо льдом существует жизнь.»)
- Пока ребята готовят ответ, мы с вами вспомним тему прошлого урока. (Круговорот воды в природе.)
- «Круговорот» - ключевое слово нашего кроссворда.
(Включается мультимедийная установка. На экране кроссворд)
Слайд №1.
б) Отгадывание кроссворда.
в) Проверка индивидуальных заданий. (Ответы детей)
г) Опрос по схеме «Круговорот воды в природе». (На экране - второй слайд «Круговорот воды в природе»)
3. Работа по теме урока.
- Ребята, продолжим разговор о воде.
- Тема урока: «Берегите воду!» (на экране слайд №3)
- Оказывается, вода находится в опасности. Почему? На этот вопрос вы постараетесь дать ответ сами. Для этого разделимся на группы по 2 парты в каждую группу и поработаем самостоятельно по плану:(план на экране)
1.Где на планете встречается вода?
2.Для чего человеку нужна вода?
3.Почему чистой воды становится меньше?
4.Чем опасна загрязнённая вода и для кого опасна?
5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоёмах?
6.Что значит «экономно расходовать воду»?
а) Работа в группах.
б) Прослушивание отчётов 1,2,3,4 групп.
Предполагаемые ответы.
1.На Земле вода находится в океанах, морях, реках, озёрах, прудах, ручьях, подземных жилах, в полярных льдах.
2.Человек использует воду для питья, приготовления пищи, умывания, стирки, уборки помещений и улиц, помывки машин, для полива полей, для работы фабрик и заводов.
3.Чистой воды становится меньше, потому что фабрики и заводы сбрасывают сточные воды в реки. В реки попадает грязная вода с полей и ферм. Вода из квартир после её использования становится непригодной. Бывают катастрофы при перевозке нефти по морю, и тогда нефть растекается по поверхности моря огромным масляным пятном. 4.От загрязнённой воды гибнут растения и животные в реках, озёрах, морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.)
в) Подведение итога по ответам детей.
- Воды на Земле одновременно много и мало.(Глобус). Её много в морях и океанах. Но морская вода солёная, она непригодна для питья, для полива полей, для нужд фабрик и заводов. Человеку нужна пресная вода. Основные её запасы сосредоточены в полярных льдах. Запасы воды сокращаются из-за их загрязнения.
г) Прослушивание сказки Н.А.Рыжова «Жила-была река».
Жила-была река. Сначала она была маленьким весёлым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берёз. И все говори-
ли: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но всё ещё была
прозрачной и чистой.
Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и берёзы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили её остаться в городе. Река согласилась, и её заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.
Слайд №4.
Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чём её не просили, а дела-
ли всё, что им вздумается. Однажды на её берегах построили огромный завод, из труб которого в Реку потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, краси-вая речка!» Никто не гулял на её берегах. В ней мыли машины, стирали бельё. И никто из горожан не подумал, что речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крути-
ла турбины электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» -
думала она.
Шло время Люди всё больше загрязняли Реку. А она всё терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по Реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река чёрной плёнкой. Стали её жители – растения и животные задыхаться без воздуха. Совсем забо-лела Река.
«Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мёртвой рекой». Позвала она на помощь своих жителей.
«Я всегда была для вас родным домом, а теперь пришла беда, ваш дом разрушили люди, а я заболела. Помогите мне выздороветь, и мы уйдём отсюда в другие края, подальше от неблагодарных людей».
Собрались речные жители – и растения, и рыбы, и улитки, и звери, - очистили свой дом от грязи, вылечили Речку. И побежала она в край своего детства. Туда, где росли ели и берёзы, где человек – редкий гость.
А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов…
Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали её жители настолько грязными, что перестали узнавать друг друга. Впрочем, это было неважно, всё равно по вечерам не было света.
И вот однажды наступил день, когда горожане съели все свои запасы еды. Тогда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Когда я был совсем маленький, я купался в её чистой воде. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у неё прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернётся».
Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Речку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без неё, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла.
Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных учёных следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.
- Почему Река ушла из города от людей?
- Что сделали люди, чтобы Река больше никогда не покинула их город? Могут ли люди не загрязнять воду?
д) Прослушивание отчётов 5 и 6 групп.
(Предполагаемые ответы:
5.Для сохранения чистоты водоёмов люди должны построить очистные сооружения на фабриках и заводах.
Загрязнённую воду очищают и снова используют.
Не мыть машины на берегу рек.
Не бросать мусор в водоём.
6.Экономно расходовать воду – это значит:
а)Не оставлять кран открытым без надобности.
б)Кран всегда должен быть исправным.
в) Не умываться под сильной струёй воды.
г) Расходовать воду разумно.
е) Просмотр слайдов «Водоёмы Г.Кохмы».(слайды №5 – 21)
- Ребята, а знаете ли вы водоёмы нашего города?
Давайте посмотрим на них.
- Самые удивительно красивые места нашего города – на берегу Уводи и Запрудки.
4.Итог урока.
Будем беречь воду!
5.Домашнее задание – нарисовать экологический знак «Берегите воду!»
Мир вокруг нас
"Зеленый мир" (Главная)
Газета "ЭкоТында"
Напишите мне |