|
ОРГАНИЗАЦИЯ БАЗОВОГО ЛАГЕРЯ
| |
«Попытаться восстановить утраченную связь между людьми и остальными живыми организмами, обитающими на нашей планете, - очень важная, очень достойная задача. В конечном счете, успех или провал подобных попыток решит вопрос, погубит человечество самое себя вместе со всеми живыми существами на земле или нет».
Конрад Лоренц
ВВЕДЕНИЕ
Цель работы
Выявить оптимальный вариант базирования экологического лагеря.
Задачи работы:
1. Выявление вариантов оборудования базового экологического лагеря.
2. Анализ практики организации эколагерей.
3. Обобщение и распространение опыта по организации экологических лагерей.
История вопроса (анализ использованной литературы):
Экологический лагерь — одна из форм активного отдыха; при этом происходит как влияние окружающей среды на участников (преимущественно положительные социальные воздействия, выражающиеся в снижении заболеваемости, росте производительности труда и т. д.), так и людей на окружающую среду (главным образом, отрицательные экологические изменения).
При изучении литературы по вопросу влияния человека на окружающую
Организация лагерей способствует ускоренной эрозии почв. В зависимости от ряда условий (степень задернованности, крутизна склона, атмосферные осадки и т. д.) интенсификация процесса может проходить или быстро, или значительно медленнее. Размельченная лиственная подстилка разносится ветром, усугубляя эффект от вытаптывания. Из литературы мы выяснили, что продолжительное разрушение лиственной подстилки губительно для экосистем, так как при этом снижается количество азота в почве. Кроме того, погибают микроорганизмы, обеспечивающие его образование и кругооборот. Древостой еще могут существовать многие годы, но естественное возобновление ухудшается или совсем прекращается.
Вытаптывание напочвенного покрова, приводящее к снижению воздухоемкости и влагоемкости почв, влечет за собой уничтожение подстилки, снижение содержания гумуса, увеличение глубины промерзания, ухудшение условий обитания почвенных организмов, замена лесных растений луговыми сорными видами.
Естественно, возникли вопросы:
Как сделать пребывание людей в экологическом лагере менее губительным для природы? Где лучше организовать экологический лагерь? Какие «законы природы» необходимо учесть?
Мы уже организовывали экологические лагеря на трех разных участках. В своей исследовательской работе мы попытались сравнить природные компоненты и условия пребывания человека в трех разных местах, попытались найти наиболее оптимальный вариант с учетом требований бережного отношения к природе.
Методика исследований
1. Изучение литературы по экологическому туризму и описаний
2. Знакомство с санитарно-гигиеническими требованиями в организации
3. Встречи с людьми - участниками экологических экспедиций и экологических лагерей разных лет (опрошено 11 человек).
4. Составление карты-схемы расположения экологических лагерей разных мест.
5. Составление описаний природных условий каждого участка и определение степени воздействия на природную среду на каждом участке (составление таблицы).
6. Выявление условий оборудования лагеря на каждом из участков (даны краткие описания).
7. Сравнение показателей наблюдений.
8. Выработка рекомендаций для наиболее оптимального варианта оборудования экологического лагеря.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Вступление.
В настоящее время большое внимание уделяется организации экологического туризма, возникшего на стыке актуальнейших природоохранных, экономических и социальных проблем общества. Экологический туризм призван, с одной стороны, удовлетворить человеческую потребность в общении с природой, уединении, изучении и познании природы и культуры, а с другой - решить социально-экономические и природоохранные проблемы отдаленных регионов. Существует множество определений экологического туризма, но в целом все они в настоящий момент сводятся к пяти базовым характеристикам:
• Это путешествие в природу.
• Это - путешествие, направленное на получение новых знаний о природе и местной культуре (экологическое образование и просвещение).
• Это путешествие, которое вносит вклад в охрану природы и
• Это путешествие, организованное таким образом, что все возможные негативные последствия сведены к минимуму.
• Это путешествие, которое вносит вклад в социально-экономическое развитие регионов.
Очень важен образовательный, просветительский и воспитательный аспекты экологического туризма. Экотуризм отличается добровольной ответственностью всех участников - как отдыхающих, так и компаний, организующих отдых - за экологические и социальные последствия своего путешествия. И просвещение и пропаганда идей экологического туризма играют очень важную роль. Одной из форм экологического туризма является проведение детских экологических лагерей.
2. Что такое «Эколагерь»?
Это организованный летний активный досуг школьников, напрямую связанный с практической природоохранной деятельностью и формированием «экологического» мировоззрения детей и подростков, воспитания чувства любви и уважения к природе. Эколагерь является примером гармоничного существования детей с окружающей природой. Экологической деятельности во время пребывания в лагере уделяется особое внимание.
Основная цель экологических лагерей:
Посредством воспитания любви и уважения к природе пробудить чувство «экологического сознания».
Основная цель каждого ребенка, пребывающего в экологическом лагере внести свой посильный вклад в сохранение биоразнообразия места пребывания.
Задачи экологических лагерей:
• Развитие разносторонней личности.
• Стимулирование желания больше увидеть, больше узнать, больше делать.
• Обогащение духовной жизни.
• Обучение практическим навыкам экологических исследований.
Программа экологического лагеря включает в себя несколько задач:
• Изучение и исследование биоразнообразия своего региона.
• Распространение среди населения информации об уникальности родной природы, о проблемах и необходимости сохранения и защиты растительного и животного мира региона.
• Воспитание как индивидуального экологического сознания у каждого, так и формирование общества с коллективным экологическим сознанием.
Чем занимаются в эколагере?
В течение всего времени проведения летнего экологического лагеря ребята учатся:
• самостоятельно проводить научные исследования;
• помогать практической деятельностью окружающей природе;
• очищать берега рек и озер от бытового мусора;
Для ребят организуются:
• практикумы;
• семинары-тренинги;
• учебно-исследовательское проектирование;
• игры;
• конкурсы;
Отдыхать в прямом смысле этого слова ребятам некогда, весь день в лагере полностью расписан, да еще и приходится быть костровым, помощником на кухне. Но красивая природа со своим чистым воздухом, водой, красотой, разнообразием, коллективная атмосфера и романтика создают прекрасные условия для отдыха. Плюс - практический вклад в охрану природы - неотъемлемая часть программы лагеря и атрибут жизни каждого его участника.
3. Практика организации эколагерей «Зеленым миром».
Экспедиционный экологический лагерь стал ежегодной формой работы Амурской региональной детской общественной организации «Зеленый мир». Шестой год мы организуем экологический лагерь для проведения исследовательской работы. Цели каждой смены отличаются одна от другой. Два года мы проводили исследовательскую работу по объявлению территории старичных озер Памятником природы. Затем проводили биомониторинг водных объектов. Стало традицией проведение межрегионального семинара «Кто, если не ты? Когда, если не теперь?».
Очень важным моментом в организации работы экологического лагеря - создание комфортных условий, важно сделать так, чтобы было удобно и работать, и отдыхать, и учиться, чтобы окружающий мир способствовал поднятию настроения участников экологического отряда.
В данном случае возникает проблема решения следующих задач:
• Организация быта, питания, обеспечения безопасности и медпомощи.
• Исполнение санитарно-гигиенических норм.
• Четырех (пяти) разовое горячее питание с учетом калорийности продуктов.
• Соблюдение питьевого режима.
4. Обустройство базового экологического лагеря.
При планировании и постановке базового лагеря приходится решать сразу несколько задач. Здесь во внимание принимаем сразу несколько критериев. Главное условие - безопасность. Обычно мы размещаем свой лагерь на приподнятом берегу реки или старинного озера (№ 2 и №3). Здесь даже во время паводков при большом подъеме уровня воды в реке берег не затапливается водой. Хорошо дренированная почва берегов не позволяет скапливаться воде во время обильных дождей. Но самый первый лагерь был на притеррасном понижении, где иногда наблюдалось образование луж после сильных дождей.
Редкий прибрежный лес и густой молодой подрост с кустарником защищают от возможных сильных ветров (№2 и №3). В то же время легкий ветерок с водоемов препятствует скоплению комаров и мух. В первом варианте лагерь был защищен лесом и кустарниками от ветров, а близость заболоченной местности способствовала скоплению мошкары.
Большое значение для жизни имеет вода, В первом лагере водоем находился на удалении, что создавало трудности в поставке воды для приготовления пищи и соблюдения санитарно-гигиенических требований. К тому ж на «путешествие» к водоему требовалось дополнительное время. В двух других случаях вода находилась рядом с лагерем. Поскольку озера слабо проточные, то для питья воду (№ 2) берем выше по течению, купание и мытье посуды, стирку производим значительно ниже. Не смотря на то, что берега озер заболочены, есть удобные подходы к воде, а рядом с лагерем поверх сплавины сооружаем мосточки. В лагере № 3 воду для употребления в пищу брали из заброшенного колодца (предварительно очистив его). Для умывания и мытья посуды развесили умывальники. Таким образом, загрязненная вода попадает в реку только после предварительной фильтрации через почву.
Близко к базовому лагерю подходит лесная дорога, что позволяет беспрепятственно произвести заброску снаряжения и продуктов, не взирая на их вес. Автомобильная магистраль и железная дорога находятся на расстоянии около 2 километров. А потому дороги не влияют на состояние воздуха в районе.
Базовый лагерь располагаем в центре изучаемой территории. В этом случае удобно перемещаться во время работы на разных участках, на одинаковом удалении как от реки, так и от мест проведения активного досуга (занятия на скалах, ориентирование, спортивные
Школьники и наука
Главная
ЭкоТында
Наша жизнь |